Байкал - день первый

В Иркутске нас встречал Стас. Круто, ибо он не просто какой-то курьер, которого попросили нас встретить, а директор туристической фирмы, которая устроила эту экспедицию, в которую мы подались, и сам адмирал этой экспедиции.
Увидев 2 наших скромных рюкзачка, он спросил: "А багаж?"
Рейсы со следующими путешественниками должны были прилететь часа через 3, поэтому он предложил сразу поехать к месту начала нашей экспедиции - МРС - 250 км от Иркутска.
В миниавтобусе, котором мы поехали к Байкалу, были ещё трое бывалых участников экспедиции. Говорили о том, о сём, они рассказывали местные байки, а мы - о себе, и я как бы невзначай спросил о примерном распорядке дня, типа ночью идём на кораблях, а днём гуляем?
Стас ответил, что ночью спим на кораблях, рано утром отходим на новое место. По прибытии - гуляем, а вечером костёр и пьянка. "Вот блин, я так и думал" - подумал я и попросил остановить у ближайшего магазина. Мы конечно взяли с собой вотки из Москвы вотки, но я решил докупить.
И тут произошёл очередной повезунчик. Дело в том, что у нас с Алёнкой были места на "Татьяне" в 4-х-местной каюте, которая днём является кают-компанией, то есть ни о каком уединении и речи не может быть. Но видимо путешественников набралось слишком много и в экспедицию включили ещё один корабль "Шаман", в котором нам досталась отдельная 2-х-местная каюта.
Вообще эта экспедиция, чем интересней от летних, что не состоит полностью из туристов. Она организована для тур-операторов и тележурналистов Иркутска, но на неё совершенно случайно можно попасть и людям. "Татьяна" была отдана красноярским фотохудожникам. У двоих из них даже есть какой-то свой фотоглянцевый журнал. "Сибиряк" - VIP-корабель. Стас рассказывал как год они его ремонтировали и приводили в порядок. Мы шли на "Шамане". Среди нас были и такие же туристы, как и мы, и тележурналисты, и тур-операторы конкурирующих фирм.
Пока мы ехали к Байкалу мы несколько раз остановились побурханить.
Вообще бурхан - это место идолопоклонничества. Необходимо опустить безымянный палец в молоко, потом брызнуть молоком на четыре стороны, как бы задабривая духов, а потом выпить молоко. В современном мире бурханят уже не молоком, да и не обязательно на местах идилопоклонничества, но палец суют и разбрызгивают, в основном прося хорошую погоду.

Экспедиция началась часов в 5 вечера. Мы вышли из МРС и пошли через Малое море в Зундуки.

Наш первый бурхан.
бурхан
Наши Сибиряк, Шаман и Татьяна крайние справа
МРС
Правый берег Малого моря - остров Ольхон.
Ольхон
Сибиряк и Татьяна на фоне левого берега Малого моря.
Сибиряк и Татьяна
Шаман в Зундуках. На носу капитан, на корме Алёнка.
Шаман
Пора идти в горы за дровами.
Зундуки
Гвоздички такие маленькие.
гвоздики
Сразу три вида мха на одном камне.
мхи
Первый вечер экспедиции.
у костра

Байкал - день второй

Из Зундуков вышли в 6:20 утра. Все ещё дрыхли после вчерашнего, а я уже тусовался на палубе. Невероятный ветер и волна. Качало офигенно.
волна
К завтраку к 9 так никто и не проснулся. Большинство женщин лежало в лёжку и не верило в лечение не таблетками. Они вставали лишь, чтобы сбегать к белому другу или, если занято, на палубу - повисеть на борту. Основная масса мужчин бурханила. На "Шамане" нас - 7 женщин, 7 мужчин, кок и капитан с 2-мя помощниками.
Прошли мимо мыса Покойники, метеостанция Солнечная. В советское время старались бороться с унылыми географическими названиями, поэтому Покойников решили немного подвеселисть солнцем.
Покойники
Сегодняшнее место ночёвки - бухта Заворотная.
Заворотная
Копчёный омуль, баня, всё как надо, но это вечером.
коптильня
А сейчас идём в горы на карьеры чего-то там. Забыл чего, поскольку до самих карьеров мы так и не дошли. В советское время здесь было много добычи минералов в геологоразведческих целях, но я так понимаю, что теперь вся геология находится под добывающими компаниями, наука никому не нужна и все карьеры оказались брошенными.
По дороге несколько раз пересекли горный ручей. Испили из него водицы.
переход
Дальше не пойдём. Останолись побурханить. И назад.
бурханим
Бадан - байкальские молодильные яблочки - если заварить молодые зелёные листья - просрёшься, а если заварить старые коричневые - просратушки пройдут. Мы конечно же заварили.
бадан
Лена - гид на "Шамане" - показывает сколько мы должны пройти завтра, если всё пойдёт по расписанию.
путь
Завтра выход в 7 утра. Идём на север, но маршрут пока неизвестнен - его выберут завтра адмирал с капитанами в зависимости от погоды. И чтобы пережить ужастный переход собираемся на "Сибиряке" бурханить до 4 утра. Лучшие пожелания на завтра - пережить это завтра. И если что: "Встретимся на палубе. Вместе повисим на борту."
кают-компания

Байкал - день третий

Из Заворотной выдвигаемся на север, но погода портится и решаемся на бросок с западного берега Байкала на восточный в самом его широком месте, чтобы заныкаться в Чивыркуйском заливе, а назавтра продолжить путь на север по восточному берегу.
тучи
Вчера наловили рыбы, поэтому сегодня
икра
уха
и сагудай
сагудай
всё это естественно есться не на сухую. Вообще вотка здесь входит в рацион питания. Если вы взяли с собой пиво, виски или коньяк - это хорошо. Но вотка здесь есть, хотя общественная может кончится, поэтому своя тоже есть у всех.
Анна не даёт нам расслабиться и устраивает различные фотосессии на палубе. Холодно, но смельчаки одеваются в фирменные майки "Экспедиция За уходящим льдом Байкала 2009" и превращаются в моделей.
ура!
После раздеваний нужно побурханить. А журналистам надо работать. Они снимают прибытия, отплытия, берут интервью в рыбацких деревнях и в заповедниках.
ГТРК Иркутск
В Чивуркуйском заливе спокойно. Идём в Змеевое купаться в горячих источниках.
Змеевое
Летом здесь не спят ужики. Они могут забраться прямо в источник и греться вместе с вами. Не бойтесь, они не откусят вам пипиську. Или откусят - не знаю.
горячий источник
А ещё здесь есть медведи. Многие обезумевшие безумцы с фотоппаратами мечтали встретить тут медведя. Но я рад, что их мечта не осуществилась. Им удалось пофоткать лишь его гавно с непереваренной брусникой.
на берегу
Ночевать переходим в Онгокон, тут же в Чивыркуе.

Байкал - день четвёртый

Продолжаем идти на север. Наша экспедиция называется "За уходящим льдом". Юг Байкала в это время уже давно очищен ото льда, но догнать его можно на безлюдном севере. Здесь нет сотовой связи. Здесь нет турбаз.
Такая экспедиция проводится уже 4-ый год в конце мая. Она нам больше нравится, потому что:
- она в 2 раза дешевле, чем те байкальские кругосветки, что устраиваются в июле-августе, ибо не сезон;
- эта экспедиция нам кажется более романтичной и экстремальной;
- и главное нам кажется, что летние туристы - они настоящие туристы - они привередливые, а здесь собрался народ походный, в некотором смысле неприхотливый, очень романтичный и готовый на любые подвиги.

Таёжные верхушки, покрытые инеем
Горные верхушки, освещённые солнцем
Временная остановка в Давше. Центр Баргузинского заповедника. Научный центр. В данное время здесь живёт 16 человек.
Давша
Каждый раз, выходя на берег, беру с собой на всякий случай вотку, рюмки и огурчики. В этот раз рюмки пригодились для другого - испить колодезной водицы. Журналисты зацепились за это и решили заснять наше питиё.
питиё
Лес тут как в русских сказках с бабой ягой - мохнатый.
лес

А вот и весь лёд, что мы смогли догнать.
фотограф

льдинка
В лесу, куда мы пошли с егерем и работницей заповедника, мы услышали гудки сразу трёх корбалей - это означало, что погода портится и пора сматываться.
Давша - оказалась самой северной точкой, куда мы смогли добраться. Но до этого экспедиции не доходили даже до этого места. Кому-то помешал нерастаявший лёд, кому-то каша из льда. Нам помешало догнать лёд то, что дальше на севере нет заливов, где можно было бы спрятаться. И если северо-восточный ветер погонит лёд и мы не успеем уйти на юг, то мы не сможем выбраться из ледяной долины в лучшем случае, а в худшем нас раздавит, ибо лёд сдвигал на берегах валуны и ломал деревья.
Мы вернулись в Чивыркуйский залив. Но не в Онгокон, а в Фертик. Ну естественно с заходом в Змеевое.

Байкал - день пятый

Мы с радостью вспомним когда-то
Год две тыщи девятый
И конечно расскажем о том
Как мы ходили за льдом.

"Сибиряк", "Шаман" и "Татьяна"
Кто трезвый, а кто-то пьяный.
Пьём воду морску-у-ю
И в Чивыркуе кукуем.

Дэн уже гонялся за уходящим льдом в 2007 году. Тогда он положил гимн на музыку Белой реки ДДТ. Музыка гимна этого года мне незнакома, но последние два куплета понравились.
Рано утром "Шаман" пошёл на разведку из залива и попал в шторм. Было принято ещё один день куковать в Чевыркуе.
Байкал
И чтобы не стоять на месте мы сначала пошли в рыбацкую деревню Курбулик.
Курбулик
Набрали там вяленого омуля и пива.
чайки
Всё-таки сволочная у нас страна - посредники покупают у рыбаков омуля по 15 рублей за килограмм.
Прямо на берегу рыбаки разделывают рыбу и ремонтируют сети.
рыбаки
Из Курбулика вернулись в Онгокон, где Анна опять устроила нам несколько фотосессий.
ура!

Бродили по берегу. Опять видели следы медведя. Жгли костёр.
след
Ни "Сибиряк", ни "Татьяна" так и не пришли. Пришлось выходить на связь. Адмирал сказал, что они ждут нас в Фертике. Блин, он даже не помнил, что договорились ночевать в Онгоконе.
Мы сделали переход из Онгокона в Фертик - звучит как переход Суворова через Альпы.
Там уже был свой костёр. И красивый закат.
закат

Байкал - день шестой

Хватит сидеть в Чивыркуе. Вырвались из залива и пошли на Ушканьи острова. Ушканьи острова известны тем, что там можно увидеть нерпу. Но нам эта известность осталась неизвестна. Лишь чаичьи яйца были доступны нам.

Вот эта заботливая чайка отложила целых четыре яйца среди четырёх камней в скалах
4 яйца
А эта безумная чайка отложила яйца на камне у озера. Птенцы вылупятся и охуеют
3 яйца
Мы лазили по скалам
по прибрежным камням
и увидели ещё чуть-чуть льда
А при отходе от острова у нас оторвало трап и мы полчаса его поднимали, отстав от "Сибиряка" и "Татьяны".
трап

После Ушканьих островов мы опять пошли через знакомое уже нам Малое море и зашли на остров Огой, где поставлена буддисткая ступа.
Огой
На этом острове никто никогда не жил. Здесь никто никогда не был похоронен.
ступа
А на соседний остров Замогой ссылали прокажённых. Вот где была веселуха-то.

Ночевать мы пришли в залив Хул на южной оконечности острова Ольхон.
Шаман

Байкал - день седьмой

Лена пообещала всех, кто встанет в 7 утра, погулять пару часов по прибрежным красотам. В 7 утра спал весь "Шаман", кроме меня - я пошёл искать Лену, но Лены на месте не было.
Позже оказалось, что Лена с Анной после вчерашней бани так и не ложились спать, а пошли встречать зарю на трёхкупольную гору. Пришлось гулять одному. Но после разведки южной части Ольхона, я разбудил Алёнку и мы пошли гулять с ней.
Хул
В 9 утра "Сибиряк" и "Татьяна" пошли в Песчанку, а нам надо было зайти в МРС за продуктами. Вообще-то это посёлок Сахюрта, но МРС (моторно-ремонтная станция) короче, поэтому все это место так называют.
Закупившись, мы тоже погнали в Песчанку.
Байкал

На нас нападали летающие тарелки
тарелки
Но до Песчанки мы добрались.
большая колокольня

малая колокольня
Мы под шагающими деревьями. Щас они нас раздавят.

Байкал - день восьмой, но не последний

Из Песчанки мы вышли в 6 утра и надеялись к 11 быть в конечной точке нашей экспедиции Листвянке, но в жопу ударил сильнейший ветер и мы на пару часов остановились за мысом Кадильный.
Кадильный
Волны бились о берег и на самом мысу стоять было невозможно от такого сильного ветра. Поэтому волны фотографировали лёжа.
А в брызгах разбивающихся волн возникала радуга.
Не смотря на непогоду мы с Алёнкой решили позавтракать остатками пива и омуля на свежем воздухе.
Кадильный
Читинское и Улан-Удинское Жигулёвское пошли на славу, а Балтику мы оставили местным коровам.
После завтрака мы медитировали, собирая турки, ибо пляж был весь плоскогалечный.

А потом капитаны дали сигнал. Мы сели на корабли и пошли в Листвянку, где экспедиция "За уходящим льдом Байкала 2009" окончилась.
Мы попрощались с Байкалом до следующей встречи.
Листвянка
А я попрощался также со своими кроссовками, в которых я познакомился с Алёнкой в Новом Уренгое в 2007, которые пережили "Нашествие 2008" и которые гонялись за льдами Байкала в 2009.
кроссовки
Перед отъездом в Иркутск мы зашли в Байкальский музей, где наконец-то и увидели нерпу, которую не дождались на Ушканьих островах.
нерпа

И вот такие репортажи Ольга с Димой отправляли на Иркутское телевидение каждый день.